С другой стороны, рюкзак не должен быть намного шире плеч, - будет цепляться за все в лесу, в дверь не всякую можно пройти.
Важный момент – отличать рюкзаки по конструкции.
Всё многообразие моделей рюкзаков сводится к трём основным типам:
1. Станковые. У них есть жёсткая металлическая или пластиковая рама (каркас), к которой крепится подвеска (это то, чем рюкзак присоединяется к человеку: лямки, пояс, спинные и поясничные опоры) и мешок для груза. Мешок обычно можно снять и закрепить прямо на раме какой-нибудь объёмный груз - классический экспедиционно-забросочный вариант.
2. Мягкие. В них подвеска полностью пришита к мешку. Иногда такой рюкзак называют "анатомическим", хотя обычно при этом имеется в виду обычный рюкзак с грузовым поясом, профилированными лямками и развитыми спинными опорами. Но сейчас что-либо другое и за рюкзак-то не считают.
3. Каркасные. Такой вещмешок - это, по сути, мягкий рюкзак, в спинку которого вставляются пластиковые или металлические детали, обеспечивающие вертикальную и поперечную жёсткость всей конструкции. Обычно используют вертикальные пластины - "латы", а также П- и Н-образные рамки. Велорюкзачок с упругой пластиной, натягивающей сетчатую спинную опору, тоже относится к каркасным.
Однозначно сказать, какие из рюкзаков лучше, нельзя. Для каждого из типов есть свои наиболее подходящие области применения.
По назначению современные рюкзаки делятся на:
• Экспедиционные рюкзаки
• Треккинговые рюкзаки
• Штурмовые рюкзаки
• Лыжные и сноубордистские рюкзаки
• Велорюкзаки
• Городские рюкзаки
Выберите рюкзак с мягкими лямками
Многие люди жалуются на боли в шее и плечах при переноске тяжелого рюкзака. Мягкие лямки могут исправить ситуацию: они шире обычных, что позволяет лучше распределить вес груза.
Кроме того, они лучше амортизируют и позволяют избежать защемления трапециевидной мышцы – типичной проблемы обладателей рюкзаков с тонкими лямками.
Чтобы знать, как выбрать рюкзак необходимо четко определиться с:
- назначением рюкзака
- видом туризма или спорта,
- возрастом и полом человека,
- физической подготовкой.
Подросткам 10 - 13 лет рекомендуется объем рюкзака - 40-50 литров.
Юношам и девушкам 14 -17 лет - 65-80 литров, но это, может быть индивидуально.
Естественно женский рюкзак необходимо покупать меньше мужского, пропорционально росту и весу.
Лыжные и сноубордистские рюкзаки (объём 20-40 литров).
Они предназначены, как понятно из названия для покатушек на горных лыжах или сноуборде. Имеют крепления для лыжных палок, могут быть оборудованы питьевой системой. Хорошие модели имеют в конструкции прочную пластину призванную уберечь позвоночник от травм при падении.
Для велопрогулок купите себе специальный велорюкзак.
Они бывают двух видов. Для однодневных походов, подойдет с подвесной системой для охлаждения спины и с большим количеством специальных карманов, для вещей первой необходимости.
Другая модель создана для длительных переходов - это, так называемые, "штаны".
Они крепятся на багажнике велосипеда. Одна секция крепится слева от колеса, другая- справа, а третья крепится сверху. Эта замысловатая конструкция позволяет перевозить на велосипеде очень большой объем багажа, который просто необходим для длительных семейных путешествий. На таких рюкзаках обязательно должны быть многочисленные нашивки со светоотражающим эффектом - это обеспечит вашу безопасность.
Городские рюкзаки (объём до 35 литров).
Довольно распространены в настоящее время. Основным критерием при выборе является удобство использования в городских условиях и внешний вид.
Под удобством применения понимается возможность засунуть ноутбук, пару книг, папку с документами формата А4, а также молнии расстегивающиеся почти на половину от высоты рюкзака. Городские рюкзаки снабжены ручками для переноски, а также зачастую светоотражающими нашивками.
Правильный рюкзак имеет широкие лямки, поясной и/или нагрудный ремень и весит не более 11 килограммов.
Самый необходимый элемент рюкзака – грузовой пояс.
Он перераспределяет вес рюкзака и находится, естественно, на уровне пояса. Грузовой пояс должен иметь крепкую пряжку, которая не будет расстегиваться самопроизвольно. Также пояс должен быть достаточно широким – не меньше полторы ладони, и толстым – около 8-12 мм.
Карманы.
Они созданы исключительно для удобства пользования. Если вам нужен рюкзак с множеством карманов, то выбирайте себе именно такой. Обратите внимание на исправность и надёжность молний. Многие производители вообще отказываются от карманов, ограничиваясь лишь съёмным клапаном.
У большинства моделей есть стильные карманы для сотовых телефонов, у некоторых даже по 2 таких кармана: внутренний, для того, чтобы телефон можно было спрятать, например, при длительном ношении рюкзака, и внешний карман, как правило, расположенный где-нибудь возле пояса.
Элементы навески.
Они предназначены для наружного крепления снаряжения. Абсолютно излишни на городских, вело- и лыжных моделях, но незаменимы для штурмовых рюкзаков (крепление альпинистского оборудования). Навеска весьма удобна для экспедиционных и треккинговых моделей.
Стропы.
Основные стропы у рюкзаков имеют ширину 25 мм. Стропа должна быть прочной, слабо истираться. Оптимально плотное плетение из тонких капроновых нитей с мелкой фактурой рисунка.
Лямки.
Лямки рюкзаков бывают прямыми, серповидными и S-образными. Первый тип — вчерашний день. Такие лямки не позволяют свободно двигать руками.
Наиболее удобны индивидуально изогнутые S-образные. Но, стоит вам потолще одеться, или передать рюкзак товарищу, изгиб может прийтись на не оптимальное место. Поэтому в массовых моделях используют небольшие S-образные изгибы лямок или их серповидную форму, угол расхождения лямок желателен регулируемый.
Лямки не должны быть ни узкими, ни чересчур широкими. Для среднего человека оптимальна ширина 6-7 см, выклинивающаяся книзу. Набивка их должна быть мягкой, приятной на ощупь. В то же время, лямки не должны сминаться ни в какой плоскости. Материал на их краях не должен ползти и разлохмачиваться. Для набивки обычно используются различные вспененные пластики.
На лямочных стропах должны быть травмобезопасные пряжки и кольца.
Фурнитура.
Пряжки, молнии и все остальное должно быть прочными и удобными в пользовании. Хорошая пластиковая пряжка, например фастекс (в виде трезубца) способна выдерживать нагрузку более 100 кг.
Пряжка на поясном ремне должна обеспечивать мгновенный сброс рюкзака. Желательно, чтобы фурнитура была стандартного вида, чтобы в случае поломки (а это случается очень часто) не было проблем с заменой.
Молнии для рюкзаков существуют двух видов - "витая" и типа "трактор" с крупными зубьями. Многие считают, что второй тип молний служит дольше, но это не так.
Материал рюкзака.
В прошлом для изготовления рюкзаков использовался брезент и палаточная ткань. На сегодня одним из самых распространненых материалов, из которых шьются современные рюкзаки является кордура и авизент (Oxford). Кордура - износостойкий, синтетический, водоотталкивающий, прочный материал. Не гниет.
Маркируется в цифрах до 1000. Чем выше цифра, тем кордура толще, прочнее и тяжелее. Авизент обладает такими качествами, как и кордура, но менее прочен и легче. Дно рюкзака делается из непромокаемых материалов, из которых делают байдарки и катамараны, чтобы можно было поставить рюкзак, например, на мокрую траву.
На что еще надо обратить внимание? Конечно, на швы!
Наиболее "правильный" шов для основной емкости рюкзака - бельевой или "запошивочный", он должен работать на сдвиг, а не на отpыв (стачной шов).